Нестандартний УАЗ - ТС-3132
Розглядаючи кадри розгрому чергової штурмової лаптєногого
воїнства, можна побачити багато цікавого. Ось і на цих кадрах – результати роботи
на Покровському напрямку операторів батальйону К-2 54-ї ОМБр. В об’єктиві –
здавалося б, звичайні УАЗики. Але коли придивитись – це не стандартні УАЗ-3151,
а подовжені УАЗ-3153 «Гусар». Такий автомобіль має подовжену колісну базу і
чотири місця в задньому відсікові – тобто, загалом може перевозити до дев’яти
осіб. Випускався він з 1996-го до 2010 р. малими партіями. При цьому є велика
ймовірність, що на кадрах – ще рідкісніший варіант, відомий як ТС-3132. Що ж це
за машина?
У стандартному варіанті УАЗ-3153 комплектується двигуном
УМЗ-4218 робочим об’ємом 2,9 л, але потужністю лише 84 к.с. А ось ТС-3132 – це армійський
варіант, орієнтований на використання спецпризначенцями. Тому на ньому встановили
нормальний бензиновий мотор від «Тойоти», «тойотівські» ж мости і коробку
передач від «Ленд-Ровера». Крім того, двигун отримав приховане бронювання
(листи броні під капотом), а на дахові з’явилась кулеметна установка. При цьому
окремі партії ТС-3132 різнились одна від одної масою деталей, що підкреслювало
напівкустарний характер виробництва. Навіть двигуни встановлювались різні, хоч
і одного виробника – чотирициліндрові або шестициліндрові (останній має робочий
об’єм 3,4 л і розвиває потужність 203 к.с.) – вочевидь, комплектували машини
тим, що в даний момент було під рукою.
Машини ТС-3132 надходили в бригади спецназу ГРУ, а у
2009-2010 рр. більшість їх зосередили в 56-й легкій ОДШБр (Камишин Волгоградської
області) – єдиній в лаптєстані десантно-штурмовій бригаді, яка замість БМД
отримала автомобілі. Коли ж за кілька років експеримент з легкою бригадою
вирішили закінчити, переозброївши її на БМД, то ТС-3132 розкидали по інших
частинах. Я натрапив на цікавий текст від одного з нових «власників» цих
автомобілів. Наведу в оригіналі, щоб зберегти колорит:
«Пока
водитель забирал аккумулятор с хранения, я помогал ему подготовить машину к
поездке. Веселье началось уже в парке. Что бы открыть капот, нужно потянуть за
рычаг, находящийся в салоне, который с помощью тросика связан с замком этого
самого капота. Я потянул, и рычаг отделился от автомобиля «с мясом». Из-под
рулевой колонки сиротливо торчал конец тросика, уходящий в силовой отсек. Меня
выручил мультитул, а без плоскогубцев я больше в парке не появлялся. Сели мы в
машину вчетвером, а точнее водитель со старшим впереди сели, а мы вдвоём сзади
залезли – по-другому это не назовёшь. В салоне кучи «положенного по описи»,
как-то: короба под разные ленты, пара-тройка станков под вооружение, стол для
стрелка в турели, плюс наше барахло, а ещё ноги деть некуда, голова бьётся о
каркас безопасности, который съедает драгоценное пространство внутри… Короче,
сидеть в позе эмбриона нам не особо понравилось и мы легли на лавки вдоль
бортов – нужно трезво оценивать суровую действительность и понимать, что в
машине установлено всего два кресла, а остальные размещаются, как получится.
Зато отопитель есть и он, даже греет – это не БМД, просто смотря на которую
зимой ты начинаешь замерзать.
Подстава номер два ожидала нас тут
же – на просёлочной дороге. Как оказалось японская бензиновая «шестёрка» не
очень ладит с узкими УАЗовскими колёсами с типичной армейской резиной типа «универсальная».
Это у гражданского человека есть выбор: летняя, зимняя, шипованная, а в армии
покрышки либо есть, либо их нет. В результате попытка обогнать КамАЗ по
неглубокому мокрому снегу превратилась в очередной эпизод фильма «Форсаж 3:
Токийский дрифт», а поездка по лесу по своему эмоциональному накалу напоминала
этап чемпионата мирового ралли, когда ты вот вроде бы едешь прямо и ровно, а
через доли секунды, уже, повернув на 90 градусов, ломишься в кусты, при этом
руль для этого крутить и не обязательно. Резину позже поменяли на нечто с
гордым названием «Быстрица». Хотя, справедливости ради, импортный мотор всегда
выручал тем, что заводился при любой температуре с пол-оборота.
Приключения продолжились уже в
лесу, где мы поближе познакомили нашего железного коня с сугробами и с этими
самыми кустами. Понятно, что чтобы «Гусар» выехал с обочины на дорогу его нужно
толкать – мощности много, а толку мало, но вот кусты… Ульяновцы решили сделать
машину красивой, и, на мой взгляд, у них это получилось, но вот в плане
практичности пластиковые накладки на бампера для военной машины – это зло, и
это «зло» мы и оставили на кустах. Потом собирать ещё пришлось по округе, и
склеивать шурупами. И что самое забавное – их и снять то насовсем нельзя,
потому что на них стоит светотехника. Горе и печаль.
Но мы не сдавались и пошли дальше –
решили установить на машину что-нибудь из вооружения. Ведь и можно, и
интересно. Начали по крупному, во всех смыслах – с КОРД. Принесли его в парк,
поставили на УАЗ станок и начали водружать на всё это пулемёт. И вот тут дело
как-то не заладилось. В треугольнике УАЗ-станок-КОРД явно не хватало ещё одного
угла. Открыли НСД – но когда его писали, наверное, никому в голову не могло
прийти, что кто-то будет пытаться скрестить «козлика» с крупнокалиберным
пулемётом, так что ответа в нём не было. Никакой документации к дважды б/у-шным
тачкам, понятное дело, тоже не было. В общем, поприслоняли третье ко второму, в
смысле пулемёт к станку, померили, покумекали и командир молвил:
– Переходник нужен. На обеде поеду
в автосервис, там сварят, что нужно, а после попробуем.
И съездил. И сварили, из отрезка
небольшой трубы и стальной пластины, русские умельцы нам переходник. Да, есть
ещё автосервисы, где работают русские – не удивляйтесь. И что самое забавное,
получившаяся железка действительно работала: и пулемёт держала и от стрельбы не
разваливалась. Сделали ещё пару таких же для других машин. Ну а то, как по
задумке конструкторов должно всё это собираться воедино без самодеятельности,
осталось для нас загадкой и, наверное, навечно.
Дело шло к весне. Служба
высвободила нам немного своего времени, и мы занялись машинами по серьёзному,
ибо шутки шутками, а выполнять на них боевые задачи в том виде, в котором они
находились, было невозможно. Первым делом выгребли из, будем называть его так,
салона весь хлам и попытались понять, что из этого всего нам действительно
нужно. На «Гусар» можно установить различное вооружение и под каждое идут
различные станки, короба и т.п. железки. В купе они занимают всё свободное
место внутри. Дабы решить эту проблему, определились: на какой конкретно
машине, что будет установлено и оставили только необходимое для него. Что-то из
имеющегося было почти новое, что-то – видавшее виды, а чего-то вообще не было.
Позабавили станки для ПКП: в одном недостающая деталь была заменена вбитым
гвоздём, а второй был просто покрашен толстенным слоем краски, и, судя по всему
не раз, так что лишился подвижности и превратился в монолитный кусок стали.
Интересной деталью интерьера был стол. По задумке инженеров на нём должен стоять
стрелок в турели, вот только куда деть ноги остальным сидящим внутри никто не
подумал, не говоря уже о том, что высота стола непонятная. Короче, скрутили его
на х** и забыли, как страшный сон. В довесок сняли диагональную балку каркаса
безопасности. По окончании этих манипуляций салон стал свободен, и в нём хоть
что-то можно было расположить. Впрочем, самым сложным, оказалось разместить
внутри УАЗа ПТУРы. Кто видел, что это такое – тот поймёт, но если кратко:
тяжеленные «палки» длиной метр-полтора, диаметром 15-20 см. Надо понимать, что
если ты путешествуешь совместно с тяжёлыми предметами, то они обязательно
должны быть закреплены, а не просто навалены кучей, иначе ты рискуешь узнать,
как чувствуют себя кофейные зёрна в кофемолке. Из сложившейся ситуации вышли,
как умеем – нам понадобилось: ремни от какой-то воздушно-десантной системы,
обрезки трубы большого диаметра, пара железных солдатских кроватей, ну и
сварочный аппарат и «болгарка». Подразделение, идущее строем в парк с вот этим
всем в руках, представляло собой забавное зрелище. В результате сделали что-то
на подобии стеллажей.
Правда, как мы не старались, но
организовать комфорт для себя любимых внутри так и не удалось. Дело в том, что
99% солдат у нас – это люди. Не гномы, не карлики, не дворфы, а самые обычные
люди, как бы удивительно это не было для создателей «Гусара». Так что находится
внутри человеку нормального роста было всё так же хреново: узкие короткие
деревянные лавки, колени деть некуда, ровно сесть не хватает места, так что
сидишь скрючившись и бьёшься головой о каркас безопасности. Мы, конечно,
применяли проверенный способ улучшения эргономики – ездили в машине уставшими,
тогда ты просто растекаешься в форме амёбы и засыпаешь, не обращая внимания на
все неудобства. По возможности, я ездил стоя в турели – хотя бы свободного
места побольше. С высадкой-посадкой возникли аналогичные проблемы: в боковые
задние двери нормально не вылезти – мешает каркас безопасности, мешают передние
сиденья – так что остаётся щемиться всей толпой в заднюю. Кроме того, что это
не очень удобно, так ещё и машины то не новые – на каких-то замок не закрывался
нормально, на каких-то дверь под весом запаски просела и цеплялась этой
запаской за бампер. То хрен откроешь, то хрен закроешь. А ещё в крыше есть
дырка, я ее, конечно, красиво называл люком, но на самом деле она дырка, потому
что у люка есть крышка, а у дырки её нет. И вот это вот «отверстие» для стрелка
в турели имело огромные размеры, что позволяло налаживать контакт с природой и
в снег и в дождь. Единственный вариант защититься – это тентовать, что и долго
и неудобно».
І після усіх цих пригод ТС-3132 були безславно
розстріляні фпівіхами десь під Покровськом...
Оновлення від 15.05.2025
Виявляється, навіть таку рідкість, як ТС-3132, наші воїни вже затрофеїли. Фото, зроблене 25 лютого цього року. Трофей вже завантажили на причеп - і, як виглядає, його ще можна буде підлатати і юзати
Шановні читачі, якщо моя писанина вас зацікавила – можете докинути трошки на книжечки: https://buymeacoffee.com/andrijkhar9
Приватбанк: 5168 7456 7352 6783
Коментарі
Дописати коментар