Нестандартний УАЗ - ТС-3132

 


Розглядаючи кадри розгрому чергової штурмової лаптєногого воїнства, можна побачити багато цікавого. Ось і на цих кадрах – результати роботи на Покровському напрямку операторів батальйону К-2 54-ї ОМБр. В об’єктиві – здавалося б, звичайні УАЗики. Але коли придивитись – це не стандартні УАЗ-3151, а подовжені УАЗ-3153 «Гусар». Такий автомобіль має подовжену колісну базу і чотири місця в задньому відсікові – тобто, загалом може перевозити до дев’яти осіб. Випускався він з 1996-го до 2010 р. малими партіями. При цьому є велика ймовірність, що на кадрах – ще рідкісніший варіант, відомий як ТС-3132. Що ж це за машина?


 

У стандартному варіанті УАЗ-3153 комплектується двигуном УМЗ-4218 робочим об’ємом 2,9 л, але потужністю лише 84 к.с. А ось ТС-3132 – це армійський варіант, орієнтований на використання спецпризначенцями. Тому на ньому встановили нормальний бензиновий мотор від «Тойоти», «тойотівські» ж мости і коробку передач від «Ленд-Ровера». Крім того, двигун отримав приховане бронювання (листи броні під капотом), а на дахові з’явилась кулеметна установка. При цьому окремі партії ТС-3132 різнились одна від одної масою деталей, що підкреслювало напівкустарний характер виробництва. Навіть двигуни встановлювались різні, хоч і одного виробника – чотирициліндрові або шестициліндрові (останній має робочий об’єм 3,4 л і розвиває потужність 203 к.с.) – вочевидь, комплектували машини тим, що в даний момент було під рукою.


 

Машини ТС-3132 надходили в бригади спецназу ГРУ, а у 2009-2010 рр. більшість їх зосередили в 56-й легкій ОДШБр (Камишин Волгоградської області) – єдиній в лаптєстані десантно-штурмовій бригаді, яка замість БМД отримала автомобілі. Коли ж за кілька років експеримент з легкою бригадою вирішили закінчити, переозброївши її на БМД, то ТС-3132 розкидали по інших частинах. Я натрапив на цікавий текст від одного з нових «власників» цих автомобілів. Наведу в оригіналі, щоб зберегти колорит:

 

«Пока водитель забирал аккумулятор с хранения, я помогал ему подготовить машину к поездке. Веселье началось уже в парке. Что бы открыть капот, нужно потянуть за рычаг, находящийся в салоне, который с помощью тросика связан с замком этого самого капота. Я потянул, и рычаг отделился от автомобиля «с мясом». Из-под рулевой колонки сиротливо торчал конец тросика, уходящий в силовой отсек. Меня выручил мультитул, а без плоскогубцев я больше в парке не появлялся. Сели мы в машину вчетвером, а точнее водитель со старшим впереди сели, а мы вдвоём сзади залезли – по-другому это не назовёшь. В салоне кучи «положенного по описи», как-то: короба под разные ленты, пара-тройка станков под вооружение, стол для стрелка в турели, плюс наше барахло, а ещё ноги деть некуда, голова бьётся о каркас безопасности, который съедает драгоценное пространство внутри… Короче, сидеть в позе эмбриона нам не особо понравилось и мы легли на лавки вдоль бортов – нужно трезво оценивать суровую действительность и понимать, что в машине установлено всего два кресла, а остальные размещаются, как получится. Зато отопитель есть и он, даже греет – это не БМД, просто смотря на которую зимой ты начинаешь замерзать.

Подстава номер два ожидала нас тут же – на просёлочной дороге. Как оказалось японская бензиновая «шестёрка» не очень ладит с узкими УАЗовскими колёсами с типичной армейской резиной типа «универсальная». Это у гражданского человека есть выбор: летняя, зимняя, шипованная, а в армии покрышки либо есть, либо их нет. В результате попытка обогнать КамАЗ по неглубокому мокрому снегу превратилась в очередной эпизод фильма «Форсаж 3: Токийский дрифт», а поездка по лесу по своему эмоциональному накалу напоминала этап чемпионата мирового ралли, когда ты вот вроде бы едешь прямо и ровно, а через доли секунды, уже, повернув на 90 градусов, ломишься в кусты, при этом руль для этого крутить и не обязательно. Резину позже поменяли на нечто с гордым названием «Быстрица». Хотя, справедливости ради, импортный мотор всегда выручал тем, что заводился при любой температуре с пол-оборота.

Приключения продолжились уже в лесу, где мы поближе познакомили нашего железного коня с сугробами и с этими самыми кустами. Понятно, что чтобы «Гусар» выехал с обочины на дорогу его нужно толкать – мощности много, а толку мало, но вот кусты… Ульяновцы решили сделать машину красивой, и, на мой взгляд, у них это получилось, но вот в плане практичности пластиковые накладки на бампера для военной машины – это зло, и это «зло» мы и оставили на кустах. Потом собирать ещё пришлось по округе, и склеивать шурупами. И что самое забавное – их и снять то насовсем нельзя, потому что на них стоит светотехника. Горе и печаль.

Но мы не сдавались и пошли дальше – решили установить на машину что-нибудь из вооружения. Ведь и можно, и интересно. Начали по крупному, во всех смыслах – с КОРД. Принесли его в парк, поставили на УАЗ станок и начали водружать на всё это пулемёт. И вот тут дело как-то не заладилось. В треугольнике УАЗ-станок-КОРД явно не хватало ещё одного угла. Открыли НСД – но когда его писали, наверное, никому в голову не могло прийти, что кто-то будет пытаться скрестить «козлика» с крупнокалиберным пулемётом, так что ответа в нём не было. Никакой документации к дважды б/у-шным тачкам, понятное дело, тоже не было. В общем, поприслоняли третье ко второму, в смысле пулемёт к станку, померили, покумекали и командир молвил:

– Переходник нужен. На обеде поеду в автосервис, там сварят, что нужно, а после попробуем.

И съездил. И сварили, из отрезка небольшой трубы и стальной пластины, русские умельцы нам переходник. Да, есть ещё автосервисы, где работают русские – не удивляйтесь. И что самое забавное, получившаяся железка действительно работала: и пулемёт держала и от стрельбы не разваливалась. Сделали ещё пару таких же для других машин. Ну а то, как по задумке конструкторов должно всё это собираться воедино без самодеятельности, осталось для нас загадкой и, наверное, навечно.

Дело шло к весне. Служба высвободила нам немного своего времени, и мы занялись машинами по серьёзному, ибо шутки шутками, а выполнять на них боевые задачи в том виде, в котором они находились, было невозможно. Первым делом выгребли из, будем называть его так, салона весь хлам и попытались понять, что из этого всего нам действительно нужно. На «Гусар» можно установить различное вооружение и под каждое идут различные станки, короба и т.п. железки. В купе они занимают всё свободное место внутри. Дабы решить эту проблему, определились: на какой конкретно машине, что будет установлено и оставили только необходимое для него. Что-то из имеющегося было почти новое, что-то – видавшее виды, а чего-то вообще не было. Позабавили станки для ПКП: в одном недостающая деталь была заменена вбитым гвоздём, а второй был просто покрашен толстенным слоем краски, и, судя по всему не раз, так что лишился подвижности и превратился в монолитный кусок стали. Интересной деталью интерьера был стол. По задумке инженеров на нём должен стоять стрелок в турели, вот только куда деть ноги остальным сидящим внутри никто не подумал, не говоря уже о том, что высота стола непонятная. Короче, скрутили его на х** и забыли, как страшный сон. В довесок сняли диагональную балку каркаса безопасности. По окончании этих манипуляций салон стал свободен, и в нём хоть что-то можно было расположить. Впрочем, самым сложным, оказалось разместить внутри УАЗа ПТУРы. Кто видел, что это такое – тот поймёт, но если кратко: тяжеленные «палки» длиной метр-полтора, диаметром 15-20 см. Надо понимать, что если ты путешествуешь совместно с тяжёлыми предметами, то они обязательно должны быть закреплены, а не просто навалены кучей, иначе ты рискуешь узнать, как чувствуют себя кофейные зёрна в кофемолке. Из сложившейся ситуации вышли, как умеем – нам понадобилось: ремни от какой-то воздушно-десантной системы, обрезки трубы большого диаметра, пара железных солдатских кроватей, ну и сварочный аппарат и «болгарка». Подразделение, идущее строем в парк с вот этим всем в руках, представляло собой забавное зрелище. В результате сделали что-то на подобии стеллажей.

Правда, как мы не старались, но организовать комфорт для себя любимых внутри так и не удалось. Дело в том, что 99% солдат у нас – это люди. Не гномы, не карлики, не дворфы, а самые обычные люди, как бы удивительно это не было для создателей «Гусара». Так что находится внутри человеку нормального роста было всё так же хреново: узкие короткие деревянные лавки, колени деть некуда, ровно сесть не хватает места, так что сидишь скрючившись и бьёшься головой о каркас безопасности. Мы, конечно, применяли проверенный способ улучшения эргономики – ездили в машине уставшими, тогда ты просто растекаешься в форме амёбы и засыпаешь, не обращая внимания на все неудобства. По возможности, я ездил стоя в турели – хотя бы свободного места побольше. С высадкой-посадкой возникли аналогичные проблемы: в боковые задние двери нормально не вылезти – мешает каркас безопасности, мешают передние сиденья – так что остаётся щемиться всей толпой в заднюю. Кроме того, что это не очень удобно, так ещё и машины то не новые – на каких-то замок не закрывался нормально, на каких-то дверь под весом запаски просела и цеплялась этой запаской за бампер. То хрен откроешь, то хрен закроешь. А ещё в крыше есть дырка, я ее, конечно, красиво называл люком, но на самом деле она дырка, потому что у люка есть крышка, а у дырки её нет. И вот это вот «отверстие» для стрелка в турели имело огромные размеры, что позволяло налаживать контакт с природой и в снег и в дождь. Единственный вариант защититься – это тентовать, что и долго и неудобно».


 

І після усіх цих пригод ТС-3132 були безславно розстріляні фпівіхами десь під Покровськом...

Оновлення від 15.05.2025


Виявляється, навіть таку рідкість, як ТС-3132, наші воїни вже затрофеїли. Фото, зроблене 25 лютого цього року. Трофей вже завантажили на причеп - і, як виглядає, його ще можна буде підлатати і юзати

Шановні читачі, якщо моя писанина вас зацікавила – можете докинути трошки на книжечки: https://buymeacoffee.com/andrijkhar9

Приватбанк: 5168 7456 7352 6783

Коментарі

Популярні дописи з цього блогу

Війна очима наших ворогів: революція на полі бою

Війна очима нашого ворога: роль легких гаубиць на полі бою

РС-26 "Рубєж"